эффективность запоминания

Раздел: Статьи
22-05-2017

Вместе с тем глухие учащиеся I класса значительно уступали слышащим сверстникам по эффективности запоминания всех последующих слов, кроме самых первых в наборе. Это предположительно объясняется нами особенностями зрительно-двигательного кодирования у глухих, в то время как слышащие пользовались зрительно-двигательно-слуховым кодированием, где важная роль принадлежала ритмико-интонационным компонентам, позволяющим объединить последовательности слов в единые структуры. Определенное влияние оказывала также деятельность при воспроизведении слов, когда слышащие дети с большей легкостью, чем глухие, восстанавливали в памяти все слова (до их записи) и тем самым укрепляли связи между ними. Относительно большее число повторно воспроизведенных слов у глухих, чем у слышащих, свидетельствовало о недостаточно сложившемся контроле за собственным воспроизведением у глухих детей.

От Т к IV классу у глухих детей наблюдалось заметное увеличение числа удержанных в памяти слов и сокращение количества ошибок. Это свидетельствовало об увеличении возможностей кратковременного запечатления у глухих детей в течение младшего школьного возраста. Такое развитие памяти, видимо, связано с возрастающей автоматизацией произношения слов, что делает зрительно-двигательное кодирование более результативным способом запоминания и последующего воспроизведения. Кроме того, увеличивающаяся практика использования слов в речевом общении ведет к преобразованиям структур долговременной памяти, которые оказывают обратное положительное влияние на кратковременную память.

Такое обратное влияние долговременной памяти на кратковременную у глухих детей можно видеть и в результатах опытов Д. Доеринга и Дж. Розенштейна, показавших, что скорость зрительного узнавания слов у глухих детей 8 — 11 лет много выше в том случае, если узнаются слова, многократно употреблявшиеся в речи. Было также отмечено, что скорость узнавания слов заметно увеличивается у глухих детей от 8 — 11 к 12 — 16 годам. Это авторы также связывают с совершенствованием владения языком.


Добавить комментарий к публикации "эффективность запоминания":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Результаты исследования памяти глухих детей
 Выводы и задачи развития наглядно-образного мышления глухих детей
 Условия эффективности запоминания различного наглядного материала
 Результаты исследования памяти глухих и слышащих детей четвертой серии
 Запоминание и воспроизведение рассказов и текста