воспроизведения глухими детьми

Раздел: Статьи
16-07-2017

Следует особо остановиться на факте почти стопроцентного воспроизведения глухими детьми первой смысловой единицы текста: Мама обещала Алеше купить коньки. Этот факт как будто бы противоречит ранее сказанному о том, что трудности запоминания были обусловлены непониманием. Как выяснилось из бесед, многие дети не понимали, что такое обещание, но воспроизводили первую фразу с этим словом правильно. Следует думать, что дети удерживали в памяти эту фразу частично на основе смысловых связей (Алеше купить коньки) и частично на основе механических связей, отражающих пространственно-временные отношения между словами (сначала слова мама, за ним обещала и следующее—Алеша). Аналогичное явление мы наблюдали при анализе запоминания и понимания глухими детьми текста арифметической задачи, когда дети хотя и полностью воспроизводили текст условия, но понимали его лишь частично. Так, например, правильно воспроизводя предложение Поставили 52 книги по 13 книг на каждую полку, дети понимали, что книжки поставили на полки в шкаф, но не понимали, что на каждую полку по 13 книг (это было установлено по тому, как дети изображали содержание соответствующей фразы предметно-действенным способом). Следовательно, предложение фиксировалось в памяти частично на основе смысловых связей, а частично на основе лишь пространственно-временных.

Почему же первая фраза из текста, содержащая указание про обещание, удерживалась в памяти детей, а другая фраза про обещание, находящаяся в третьей четверти текста, не запоминалась? Это противоречие разъясняется на основе «закона края». Согласно «закону края», лучше запоминается начало и конец предъявляемого материала и хуже всего его третья четверть.


Добавить комментарий к публикации "воспроизведения глухими детьми":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Исследование развития мышления у глухих
 Осмысливание и вербализация при запоминании
 Практикум и индукция при решении математических задач
 Результаты исследования памяти глухих и слышащих детей первой и второй серии
 Результаты произвольного и непроизвольного запоминания рассказа глухими и слышащими детьми