изучения мышления глухих детей

Раздел: Статьи
26-02-2017

Советские сурдопсихологи, выступая в защиту существования внутреннего единства речи и абстрактиотеоре гического мышления, вместе с тем стремятся раскрыть отношения между мышлением и речью, складывающиеся на раз пых стадиях их развития у глухих детей. В этой связи очень важны утверждения Ж. И. Шиф о том, что глухие дети, усвоив определенные системы словесных обозначений, начинают использовать их в качестве средств внутренней, мыслительной деятельности лишь после многократного применения этих обозначений в речевой практике. Аналогичные зависимости между речевыми средствами и мышлением отмечает Р. Конрад.

В плане дальнейшего изучения мышления глухих детей представляется важным исследовать разные виды мыслительной деятельности: нагляднодейственное, нагляднообразное и словеснологическое мышление, а также их взаимопереходы и взаимоотношения в процессе решения различных задач. Необходимо более точно установить, какие средства используют глухие дети при решении задач, какова при этом роль предметных действий, образов и словесных средств. Среди речевых средств внимание должно быть обращено не только на словесную, но и на жестовую речь глухих. Роль в мышлении не раз отмечалась Р. М. Боскис, И. Г. Морозовой, Г. Ревешем (G. Revesz), И. М. Соловьевым и другими, однако часто не учитывается (например, сторонниками взгляда на мышление глухих как на безречевое, наглядное) .

Не менее значимый аспект изучения мышления глухих — это его развитие на протяжении дошкольного и школьного детства. Нередко противоречивые результаты (особенно в зарубежных исследованиях) объясняются тем, что испытуемыми являются дети какого-либо одного возраста, а затем выводы делаются относительно всех глухих. Аспект развития мышления особенно важен для исследования потому, что путем такого подхода удается проследить, какие мыслительные структуры складываются у глухих детей к определенному возрасту при существующих условиях обучения. А затем посредством специально организованного обучения можно выяснить еще недостаточно реализуемые в обычном обучении потенциальные возможности развития мышления глухих детей.


Добавить комментарий к публикации "изучения мышления глухих детей":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Запоминание изображений предметов
 Решение простых матричных задач Дж. Равена
 Роль вербализации и наблюдения
 Развитие словесно-логического мышления у глухих и слышащих детей
 Типы и эффекты запоминания схематических фигур