запоминание слов

Раздел: Статьи
14-07-2017

Все наши испытуемые наиболее успешно запоминали первое слово в предъявленном ряду (эффект первичности). В этом отношении не было каких-либо различий между глухими и слышащими (в среднем первое слово запоминалось в 86, 90, 93% случаев — соответственно глухими учащимися I и IV классов и слышащими учащимися I класса). Второе слово также запоминалось лучше остальных, но хуже первого слова. При этом глухие первоклассники воспроизвели вторых слов уже заметно меньше, чем другие дети (41, 73 и 78% —соответственно испытуемые тех же групп). Все остальные элементы рядов — средние и крайние члены — воспроизводились приблизительно равноуспешно испытуемыми каждой группы, и ни в одной группе не наблюдалось эффекта недавности. Вместе с тем все глухие дети, не только первоклассники, но и четвероклассники, запоминали слова в середине ряда и в его конце менее успешно, чем слышащие первоклассники (в среднем глухие учащиеся I и IV классов — в 33 и 47%, а слышащие учащиеся I класса — в 63%). То, что глухим детям было трудно удерживать в памяти больше чем 3 слова из 4—7 слов, видимо, объясняется особенностями и первичного кодирования слов, и последующего их воспроизведения.

Интересно также отметить, что отдельные слова, находившиеся на непривилегированных местах (в середине ряда), запоминались относительно лучше других, расположенных с ними рядом, притом всеми испытуемыми. Это были ботинки, кукла, машина — слова, очевидно, имеющие особый личностный смысл для детей. В повышении успешности запоминания этих слов обнаружилось влияние долговременной памяти и эмоционального отношения, особенно к словам кукла и машина.

Иногда испытуемые допускали ошибки при воспроизведении слов. Эти ошибки были немногочисленны, но все таки у глухих первоклассников их встречалось в два раза больше, чем у испытуемых других групп (в среднем у глухих учащихся I и IV классов и у слышащих первоклассников — соответственно 1,8; 0,9; 0,8 ошибки).


Добавить комментарий к публикации "запоминание слов":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Результаты исследования памяти глухих детей
 Решение наглядных задач по предварительно сообщенному общему принципу
 Результаты исследования памяти глухих и слышащих детей первой и второй серии
 Сопоставление результатов первой и второй серий опытов с глухими и слышащими детьми
 Особенности кратковременного запоминания слов