Понимание речи как внешней опоры мышления

Раздел: Статьи
25-02-2017

Противоположных взглядов придерживается X. Фурт, заявивший о полной независимости развития мышления у глухих от языка. Вместе с тем в течение последнего десятилетия взгляды X. Фурта несколько изменились. Выделяя конкретные и формальные мыслительные операции, согласно концепции Ж. Пиаже, X. Фурт, как и прежде, полагает, что образование конкретных мыслительных операций совершается у глухих в те же сроки и с тем же успехом, что и у слышащих, причем уровень развития речи глухих не оказывает какого-либо влияния на овладение конкретными мыслительными операциями. Однако в функционировании формальных операций X. Фурт видит теперь положительную роль .речи как средства обозначения определенных явлений, зависимостей с помощью символов. При этом он считает, что относительно низкий уровень развития формальнологического мышления, который он наблюдал у глухих подростков, обусловлен не столько особенностями их речевого развития, сколько отсутствием важного социального значения этого вида мышления в их жизни, недостатком интереса глухих к выполнению абстрактных мыслительных операций. Из указанного следует, что принципиальных изменений во взглядах X. Фурта на роль речи в мышлении не произошло. Речь оценивается X. Фуртом не как внутренне необходимое средство осуществления абстрактного мышления, а как внешняя поддержка мыслительного процесса.

Понимание речи как внешней опоры мышления встречается и у других авторов, анализирующих мышление глухих. При таком подходе развитие мышления по существу не зависит от уровня владения речью: последняя участвует не в формировании мысли, а лишь в ее формулировании.

Относительная независимость развития мышления от речи утверждается и X. Майклбастом. На основании своих исследований он приходит к выводу, что по способностям к абстракции и концептуализации глухие дети 7—15 лет меньше отличаются от слышащих детей, чем по общему уровню речевого развития. Тем самым получается, что логическое мышление у глухих детей развивается быстрее, чем речь, и, следовательно, развитие мышления не детерминируется речевым развитием.


Добавить комментарий к публикации "Понимание речи как внешней опоры мышления":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Практикум и индукция при решении математических задач
 Трудности при решении задач у глухих детей
 Исключение из рассматриваемых групп составили умственно отсталые дети
 Типы и эффекты запоминания схематических фигур
 Решение задач глухими и слышащими детьми