словеснологическое мышление

Раздел: Статьи
18-07-2017

Завершающую стадию — словеснологическое мышление — иногда подразделяют на две: конкретнопонятийное и абстрактнопонятийное мышление (Г. С. Кос тюк, 1965). На стадии конкретнопонятийного мышления ребенок отражает не только те предметные отношения, которые он познает путем своих практических действий, по также и отношения, усвоенные им как знания в речевой форме. Ребенок уже может осуществлять основные мыслительные операции, развернуто рассуждать и делать умозаключения. Однако мыслительные операции па этой стадии еще связаны конкретным содержанием, недостаточно обобщены, т. е. ребенок оказывается в состоянии мыслить по строгим требованиям логики только в пределах усвоенных знаний. Применять мыслительные операции для познания нового ребенок может лишь в знакомой в целом жизненной ситуации.

На стадии абстрактнопонятийного мышления детям становится доступным самостоятельное решение сложных познавательных задач. Мыслительные операции делаются обобщенными, формализованными, взаимосвязанными и обратимыми, что выражается в возможности произвольно совершать любые мыслительные операции применительно к самому разнообразному материалу, конкретному и абстрактному. У детей развивается способность обосновывать правильность своих суждений и выводов, контролировать процесс рассуждения, формируются умения переходить от краткого свернутого обоснования к развернутой системе доказательств и наоборот.

Стадия нагляднодейственного мышления соответствует примерно первым двум годам жизни ребенка. Уже на втором году жизни начинается переход ко второй стадии — нагляднообразнословесному мышлению. В дошкольном возрасте зарождается стадия конкретно понятийного мышления, а приблизительно па рубеже младшего и среднего школьного возраста совершается переход к стадии абстрактнопонятийного мышления, которая охватывает не только средний, по и старший школьный возраст.


Добавить комментарий к публикации "словеснологическое мышление":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Условия эффективности запоминания различного наглядного материала
 Сопоставление результатов первой и второй серий опытов с глухими и слышащими детьми
 Результаты исследования памяти глухих детей
 Исследование развития мышления у глухих
 Роль вербализации и наблюдения