Развитие мышления и роль обучения в этом процессе

Раздел: Статьи
18-07-2017

В настоящее время советскими психологами достаточно отчетливо охарактеризованы три основных стадии развития детского мышления (которые называются также и формами, и видами мышления). Это нагляднодейственное, нагляднообразное и словеснологическое мышление. Нагляднодейственное, или предметнодейственное, мышление обязательно включает в себя внешнее действие с предметом, определенное преобразование предмета (хотя бы перемещение в пространстве), что обеспечивает решение какой-либо задачи. Ребенок эмоционально переживает лишь потребность решить практическую задачу. Самостоятельного мыслительного действия еще нет, решение осуществляется путем внешних предметных действий — это начальная стадия развития мышления. Самое главное в стадии нагляднодейственного мышления — то, что ребенок для удовлетворения своей потребности использует различные предметы в качестве орудий, средств достижения цели; в действии он осуществляет предметный анализ окружающей его ситуации, устанавливает некоторые пространственные отношения между предметами, выделяет в предметах орудиях свойства, важные для достижения цели. Затем, по мере того как ребенок овладевает специализированными действиями с предметами домашнего обихода, он познает функциональные свойства этих предметов и их взаимосвязи в житейских ситуациях.

В переходе к следующей стадии — нагляднообразному мышлению — важная роль принадлежит речи, которой овладевает ребенок в процессе общения с другими людьми, получая тем самым возможность высказывать различные суждения. Усваивая словесные обозначения предметов, их признаков, отношений предметов, ребенок приобретает способность осуществлять мыслительные действия с образами предметов. Сначала мыслительные действия представляют собой лишь незначительные элементы внутри практического предметного действия. Затем они приобретают определенную самостоятельность, осуществляясь посредством внутренней речи, возникающей в связи с наглядной ситуацией. Поэтому вторую стадию развития мышления правильнее было бы называть нагляднообразным словесным мышлением.


Добавить комментарий к публикации "Развитие мышления и роль обучения в этом процессе":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Умозаключения, сопоставление суждений по содержанию рассказов и текста
 Запоминание и воспроизведение рассказов и текста
 Результаты произвольного и непроизвольного запоминания рассказа глухими и слышащими детьми
 Развитие наглядного и словесного мышления глухих детей в школьном возрасте
 Результаты исследования памяти глухих и слышащих детей четвертой серии