Роль вербализации и наблюдения

Раздел: Статьи
03-07-2017

Роль вербализации и связанных с ней систематизации, схематизации и концептуализации воспринимаемого материала для его запоминания положительно оценивается многими исследователями памяти глухих детей, например X. Майклбастом и М. Браттеном. Но, встречаясь с противоречивыми результатами экспериментальных исследований, где в одних случаях глухие имели преимущества в запоминании перед слышащими, в других оказались равными, а в третьих уступали слышащим, эти авторы ищут дополнительные объяснения полученным фактам. Предлагаемые ими объяснения можно рассмотреть как определенную концепцию (пятую), которая сочетает в себе отдельные положения других концепций, описанных раньше.

X. Майклбаст и Ф. Блер полагают, что сам способ запоминания, которым пользуется глухой ребенок, иной, чем у слышащих. Этот способ складывается под влиянием всей жизненной позиции глухого как «зрительного существа», как человека, у которого зрительный опыт более развит вследствие возросшей роли зрения в его жизни и деятельности. Поэтому у глухих развивается более высокая способность к «непосредственному зрительному запечатлению», чем у слышащих. Глухие запоминают лучше, чем слышащие, весь тот материал, который (по мнению этих авторов) больше зависит от умения непосредственно запечатлевать, чем от способности осмысливать и вербализовать. Такими объектами могут быть сложные геометрические или бессмысленные фигуры. Слышащие дети стремятся запомнить этот материал осмысленно, пользуясь разными приемами, но это им часто не удается, и они испытывают большие трудности; глухие же в таких условиях запоминают главным образом зрительно и достигают успеха. О способности глухих к непосредственному зрительному запечатлению объектов говорят также С. Гоетзингер и Т. Хыобер.

По мнению X. Майклбаста и Ф. Блера, в условиях, когда приходится запоминать материал, доступный «символической деятельности» и «концептуальному мышлению», значительные преимущества оказываются на стороне слышащих, а не глухих.


Добавить комментарий к публикации "Роль вербализации и наблюдения":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Решение простых матричных задач Дж. Равена
 Умозаключения, сопоставление суждений по содержанию рассказов и текста
 Долговременное запоминание слов и жестов
 Использование разных средств в решении наглядных задач
 Трудности при решении задач у глухих детей