Развитие памяти и мышления глухих детей

Раздел: Статьи
19-05-2017

В результате исследования было установлено значительное развитие памяти и мышления глухих детей на протяжении школьного возраста. Наблюдалось два существенных сдвига в развитии: один — в период обучения в в младших классах школы (I—IV, от 7—8 до 10— 11 лет), другой — за более длительный период — от IV к X классу (от 10—11 до 16—17 лет). Отставание в развитии мышления и памяти глухих по сравнению со слышащими было всего заметнее у детей, начинающих школьное обучение. В более старшем возрасте различия постепенно уменьшались. При этом различия между глухими и слышащими в отношении образной памяти и наглядно-образного мышления сокращались уже к концу младшего школьного возраста. Применительно к словесной памяти и словесно-логическому мышлению различия, бывшие значительными у детей, находящихся на рубеже младшего и среднего школьного возраста, сохранялись достаточно ощутимыми даже в старшем школьном возрасте. Таким образом, развитие наглядных видов памяти и мышления у глухих детей оказалось более близким к нормальному, чем развитие словесных видов.

Подавляющее большинство глухих детей как младшего, так и среднего и даже старшего школьного возраста обнаружили значительно более высокий уровень мыслительной деятельности при небольшой помощи взрослого, чем в условиях полностью самостоятельного выполнения заданий. Глухие дети, как правило, легко осуществляли перенос принципа решения задачи в сходные условия, когда знали, какой принцип следует применить. Но они затруднялись, когда было необходимо действовать по новому принципу. Помощь взрослого, указывающего, какой принцип следует применить, обеспечивала успех решения. 

Глухие дети, принадлежащие к одной возрастной I руине, сильно различались между собой по уровню развития мышления и памяти. В каждой возрастной группе были такие дети (от 20 до 30%), которые выполняли наглядные задания на уровне слышащих детей своего возраста. Встречались также глухие дети (10—20%), которые по выполнению словесных заданий намного превосходили своих глухих сверстников и приближались к показателям слышащих детей. При этом некоторые глухие дети выполняли на относительно высоком уровне успешности и наглядные и словесные задания, что свидетельствовало о гармоническом развитии у них наглядных и словесных форм мышления и памяти.


Добавить комментарий к публикации "Развитие памяти и мышления глухих детей":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Типы и эффекты запоминания схематических фигур
 Уровень развития мышления детей при переходе от младшего к среднему школьному возрасту
 Роль вербализации и наблюдения
 Развитие мышления детей в среднем и старшем школьном возрасте
 Использование разных средств в решении наглядных задач