Развитие наглядного и словесного мышления глухих детей в школьном возрасте

Раздел: Статьи
05-08-2017

Обобщая результаты описанных исследований, мы можем прийти к выводу, что развитие мышления у глухих детей включает те же основные стадии, которые описаны применительно к мышлению детей с нормальным слухом (стадии наглядно-действенного, наглядно-образного, конкретно-понятийного и абстрактно-понятийного мышления). Наглядно-действенное мышление глухих детей исследовалось Н. В. Яшковой, установившей, что уровень развития этого вида мышления у глухих детей к 7— 8 годам в целом мало отличался от того, что наблюдалось у слышащих сверстников. Но все же глухие дети уступали слышащим по степени обобщенности способов решения задач, по разнообразию приемов, используемых для решения. По данным нашего исследования, решение задачи в наглядно-действенном плане существенно помогало глухим детям 7—8 лет осуществлять затем решение задачи в более сложных условиях — на уровне наглядно-образного мышления.

В отношении развития наглядно-образного мышления глухие дети 7—8 лет сильно отставали от слышащих сверстников. Глухие дети затруднялись больше слышащих при необходимости мысленно дополнить рисунок но принципу симметрии, найдя отсутствующий компонент среди других, сходных с ним; немногие из них могли решать задачи, где требовалось определить двойные отношения между признаками и найти недостающий четвертый компонент по аналогии.

К началу среднего школьного возраста (к 10—11 годам) различия в развитии наглядно-образного мышления у глухих и слышащих детей значительно сокращались. Задачи на дополнение рисунка до целого по принципам тождества изображений, осевой или центральной симметрии решались глухими детьми не хуже, чем слышащими. Однако глухие дети продолжали уступать слышащим по успешности решения наглядных задач с трудно вычленяемыми (замаскированными) исходными признаками и задач со сложными отношениями между исходными признаками.


Добавить комментарий к публикации "Развитие наглядного и словесного мышления глухих детей в школьном возрасте":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Практикум и индукция при решении математических задач
 Сопоставление результатов первой и второй серий опытов с глухими и слышащими детьми
 Типы и эффекты запоминания схематических фигур
 Исследования памяти глухих детей
 Уровень развития мышления детей при переходе от младшего к среднему школьному возрасту