Особенности кратковременного запоминания слов

Раздел: Статьи
17-06-2017

Мы полагаем, что имеется еще одна причина трудностей запоминания слов глухими детьми. Как уже отмечалось выше, глухие дети более медленно овладевают звукобуквенным составом слова на основе его зрительно двигательного восприятия и произнесения, чем слышащие дети — звуковым и произносимым образом слова. Можно думать, что своеобразие восприятия и произнесения слов, вызванное нарушением слуха, влияет на эффективность их запоминания не только на этапе удержания в памяти буквенного состава слов, но и на более поздних этапах, когда состав данных слов уже усвоен.

С целью проверки этого предположения исследовалась кратковременная память глухих детей на слова. Кратковременное запоминание тесно связано с процессом восприятия слов и их произнесения (последнее выполняет роль первичного кодирования). Оно относительно менее зависит от вторичных процессов перекодирования (группировки слов), в чем обнаруживается деятельность долговременной памяти.

Выяснялись возможности детей удерживать в памяти 2, 3, 4, 5, 6 и 7 слов при их одноразовом предъявлении. Использовались слова, достаточно хорошо знакомые глухим детям: 1) лампа, санки; 2) книга, мясо, лодка; 3) волк, стул, молоко, бумага; 4) нос, вода ботинки, дом, лопата; 5) подарок, мел, диван, птица, машина, забор; 6) мороз, дерево, кукла, парта, день, картина, погода.

Слова предъявлялись напечатанными на карточках в указанных группах, сначала карточка с двумя словами, потом с тремя и т. д. Испытуемый прочитывал вслух слова на карточке (которая после этого убиралась) и сразу воспроизводил слова письменно. Опыты проводились с глухими учащимися I и IV классов и со слышащими учащимися I класса. В каждой группе было по 20 испытуемых, всего 60 человек.


Добавить комментарий к публикации "Особенности кратковременного запоминания слов":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Практикум и индукция при решении математических задач
 Развитие памяти и мышления глухих детей
 Решение задач глухими и слышащими детьми
 Запоминание изображений предметов
 Основные трудности, возникающие у значительного числа глухих детей