Использование разных средств в решении наглядных задач

Раздел: Статьи
01-07-2017

Нормальные дети три решении задач пользовались указательными и обрисовывающими жестами с целью выделения тех или иных наглядных признаков задачи, рисовали рукой по воздуху предполагаемый вариант решения (чаще при решении задач по принципу 'симметрии). В ряде случаев, особенно при нахождении аналогичных отношений между признаками, нормальные дети словесно обозначали отдельные признаки, их отношения, результаты решения. Иногда весь процесс решения выражался в кратких словесных рассуждениях, сопровождаемых жестами («тут кружок и тут кружок, там квадрат, значит, будет квадрат, тут две линии, тут одна, там две, будет одна»). Есть основания думать, что испытуемые значительно чаще прибегали к использованию словесных обозначений, 'чем это удавалось наблюдать в опыте, поскольку они могли проговаривать про себя. Об участии внутренней речи в процессе решения сложных наглядных задач — матриц Равена — взрослыми имеются убедительные данные электро-миографического исследования А. Н. Соколова.

Глухие дети применяли жесты, при этом не только естественные (указательные и обрисовывающие), но и условные обозначения жестовой речи. Вместе с тем отдельные глухие дети обозначали различные признаки задач и в форме словесной внешней речи.

Относительно простые задачи (на установление тождества и симметричных отношений) дети решают на основе зрительнодвигательного анализа и синтеза условий задачи, где участие речи как средства обобщения и отвлечения представлено в незначительной степени в форме микрожестов и произносимых отдельных слов. Для решения наглядных задач типа дополнения до целого по принципу симметрии очень важно также, чтобы у детей уже сложились определенные эталоны — обобщенные образы симметричных фигур — на основе развития восприятия и практических действий. Тем самым при решении относительно простых наглядных задач обнаруживается роль трех средств: обобщенных образов восприятия, естественных жестов, несущих в себе многие признаки практических действий и вместе с тем выполняющих абстрагирующую и обобщающую функцию, и, наконец, словесной речи (или условных жестов у глухих).

12

Добавить комментарий к публикации "Использование разных средств в решении наглядных задач":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Типы и эффекты запоминания схематических фигур
 Роль вербализации и наблюдения
 Использование разных средств в решении наглядных задач
 Особенности кратковременного запоминания слов
 Опыты, по выявлению трудностей в усвоении отношений, проведенные с учащимися IV класса