Способы произвольного и непроизвольного запоминания рассказов

Раздел: Статьи
19-06-2017

В опытах с произвольным запоминанием использовался небольшой рассказ на тему, близкую детям младшего школьного возраста. Текст рассказа состоял из 6 предложений, 50 слов. Он мог быть разделен на 14 смысловых единиц по числу словосочетаний с глаголом (в приводимом ниже тексте числами обозначены смысловые единицы; испытуемым давался текст в обычном виде, без членения на единицы).

Мама обещала Алеше купить коньки (1), когда выпадут первые снежинки (2). Пошел первый снег (3). Алеша выбежал во двор (4), протянул ладонь (5) и поймал снежинку (6). Он крепко сжал кулачок (7) и побежал в комнату (8). Алеша хотел показать снежинку маме (9) и напомнить ей о том (10). что она обещала (11). Как удивился Алеша (12), разжав ладонь (13): снежинки не было (14).

Опыты проводились с глухими учащимися IV, VII и X классов и со слышащими учащимися II и IV классов (в каждой возрастной группе было по 15 человек, всего 75 испытуемых).

Испытуемому предлагалось запомнить рассказ и затем его воспроизвести. Указывалось, что запоминать точно текст рассказа не обязательно, можно его пересказать своими словами. Сначала испытуемый прочитывал рассказ (он был напечатан на отдельном листе бумаги) один раз вслух, а затем мог учить его самостоятельно. Это приближало условия эксперимента к естественным. Время заучивания ограничивалось 10 минутами. Вместе с тем испытуемые обычно прекращали заучивание раньше. Время, затраченное каждым испытуемым, фиксировалось. Испытуемые должны были воспроизводить рассказ в письменном виде. Между запоминанием и воспроизведением был интервал 2 минуты.


Добавить комментарий к публикации "Способы произвольного и непроизвольного запоминания рассказов":
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Другие статьи по теме:
 Использование разных средств в решении наглядных задач
 Типы и эффекты запоминания схематических фигур
 Уровень развития мышления детей при переходе от младшего к среднему школьному возрасту
 Развитие наглядного и словесного мышления глухих детей в школьном возрасте
 Содержание и формы мышления на разных этапах развития детей